Иран
Флаг Ирана |
![]() |
Герб Ирана |
![]() |
Условия перевозок по Ирану
Столица - Тегеран
Государственный язык - персидский (фарси). Также употребляются тюркские наречия, курдский, турецкий, арабский и др
Денежная единица - иранский риал (IRR)
Время опережает московское на 30 минут, украинское и белорусское на полтора часа.
Географическое положение
Страна на юго-западе Азии. На севере граничит с Арменией, Азербайджаном и Туркменистаном, на востоке проходит граница с Афганистаном и Пакистаном, на западе - с Ираком и Турцией. С севера омывается Каспийским морем, с юга - Оманским, Ормузским и Персидским заливами. Площадь - около 1 648 тыс. кв.км.
Крупные города
Тегеран (6 830 тыс. чел.), Мешхед (2 011 тыс. чел.), Исфахан (1915 тыс. чел.), Тебриз (994 тыс. чел,), Шираз (848 тыс. чел.).
Государственное устройство
Правительство - полное наименование - Исламская Республика Иран (ИРИ). Строй (форма государственного управления) - исламская республика.
Административно-территориальное деление - 24 провинции (остана).
Независимость: 1 апреля 1979 г. провозглашена Исламская Республика Иран.
Конституция: 2-3 декабря 1979 г.; пересмотрена в 1989 г. чтобы расширить полномочия президента и устранить институт премьер-министра.
Законодательство - Конституция узаконивает Исламские принципы управления.
Исполнительная власть: аятолла, президент, кабинет министров.
Законодательная власть: однопалатный парламент - Собрание исламского комитета (меджлис) - под контролем аятоллы.
Судебная власть - Верховный Суд (под контролем аятоллы).
Согласно конституции ИРИ и принятому в 1981 г. закону, в Иране запрещена деятельность неисламских политических партий и организации. Существует ряд исламских организаций прорежимной ориентации, в частности Общество борющегося духовенства. Среди оппозиционных партий наиболее заметными являются - Демократическая партия Иранского Курдистана, Народная партия Ирана (Туде), Организация федаинов иранского народа (большинство) (ОФИНб) и Организация моджахедов иранского народа (ОМИН ). Другую часть оппозиции составляют группировки клерикального, промонархического и либерально-буржуазного направлении.
Избирательное право - всеобщее с 15 лет.
Около 68 960 тыс. человек. Этнические состав: персы - 51 %, азербайджанцы - 24 %, гилаки и мазендаранцы, курды, арабы, луры, балохи, туркмены.
Вероисповедание: государственная религия - ислам (шииты) - к ним относят себя 89 % верующих, 10 % - мусульмане - сунниты, незначительная часть верующих исповедует зороастризм, иудаизм, бахаизм и христианство.
Климат
По климатическим признакам Иран можно разделить на три региона: очень жаркое побережье Персидского и Оманского заливов; умеренный, но засушливый климат центрального нагорья; холодный климат в районе гор Эльбурс. Средняя январская температура в Тегеране (в центре страны) от -3 гр. С, июльская - от 22 гр. С до 37 гр. С. В Абадане (на побережье Персидского залива) - от 7 гр. С до 17 гр. С в январе и от 28 гр. С до 44 гр. С в июле. Среднегодовая норма осадков в Тегеране составляет около 250 мм, в Абадане - менее 200 мм.
На большей части Ирана - континентальный климат, который характеризуется резкими колебаниями температур.
Средняя температура летом - от +27 °С до +32 °С, причем днем нередко достигает +38 °С. На большей части страны, за исключением каспийского побережья и прибрежной низменности на юге, достаточно суровые зимы.
Средние январские температуры колеблются от + 2 °С (Тегеран) до - 19 °С (Джаск) и -28 °С (Тебриз).
Деньги
Денежная единица - иранский риал. 1 иранский риал = 100 динаров.
Кредитные карточки принимаются к оплате, но не повсеместно. В стране практически нет обменных пунктов, однако валюту можно поменять в аэропорту Тегерана, отелях или банках. Нелегально это можно сделать и на рынках, где курс выше официального. Режим работы банков: с 08.00 до 16.00 с субботы до среды. Некоторые филиалы работают с 08.00 до 20.00. Выходные дни: четверг, пятница.
Транспорт
Железные дороги - общая протяженность - 4850 км; из них 4760 км - 1 .432-метровый шаблон, 92 км - 1 .676-метровый шаблон; 480 км в стадии строительства.
Автодороги - общая протяженность - 140 072 км; 42 694 км - мощеные дороги ; 46 866 км - гравийных ; 49 440 км - земляных ; и приблизительно 1 200 км - сельская дорожная сеть .
Внутренние водные пути - 904 км; Шатт-Аль-Араб - обычно судоходен для морского транспорта на протяжении приблизительно 130 км , но из-за Ирано-Иракской войны не используется (с сентября 1980 г.).
Трубопроводы - для нефти 5900 км; нефтепродуктов 3900 км; природного газа 4550 км.
Порты - Абадан ( в значительной степени разрушен в 1980-88 гг.) и 6 других менее крупных портов .
Торговый флот - 134 судна (1000 БРТ и более) всего 4 466 395 /8 329 760 включает 38 грузовых судна, 6 ролл-он/ролл-оф, 32 нефтяного танкера, 4 химического танкера, 3 рефрижератора, 47 сухогрузов, 2 комбинированных сухогрузов, 1 судно для перевозки сжиженного газа.
ограничение скорости движения автотранспортных средств (км/ч) | |
В городах и населенных пунктах | 50 |
Вне населенных пунктов | 80 |
Вне населенных пунктов в ночное время | 60 |
Допустимые габариты (м):
Ширина | 2,50 |
Высота | 4,50 |
Длина | |
грузовой автомобиль с двумя осями | 10,00 |
грузовой автомобиль с тремя осями | 12,00 |
тягач с полуприцепом | 16,00 |
автопоезд | 18,00 |
автобус | 11,00 |
допустимая нагрузка на ось (т):
на одинарную ось (с двумя колесами) | 8,00 |
на одинарную ось (с четырьмя колесами) | 13,00 |
на сдвоенную ось | 20,00 |
Если расстояние между двумя осями не превышает 2,00 м, они считаются сдвоенными; если превышает - одинарными.
допустимая полная масса (т):
автотранспортное средство | |
с двумя осями (с шестью колесами) | 19,00 |
с тремя осями (с восемью колесами) | 22,00 |
с тремя осями (с десятью колесами) | 26,00 |
тягач с полуприцепом с тремя осями (2+1, с десятью колесами) | 26,00 |
с четырьмя осями (2+2, с четырнадцатью колесами) и с расстоянием между осями полуприцепа: | |
до 2,00 м включительно | 32,00 |
свыше 2,00 м | 36,00 |
с четырьмя осями (3+1) | 32,00 |
с пятью осями (2+3, с двенадцатью колесами) | 34,00 |
с пятью осями (3+2, с восемнадцатью колесами) | 38,00 |
автопоезд | |
с четырьмя осями (2+2, с двенадцатью колесами) | 30,00 |
с четырьмя осями (2+2,14 колес) | 32,00 |
с пятью осями (2+3.12 колес) | 34,00 |
с пятью осями (3+2,18 колес) | 38,00 |
с шестью осями (3+3) | 40,00 |
Если максимально допустимая полная масса автотранспортного средства превышена, грузы выгружаются на границе и избыточное количество загружается в иранские грузовики для доставки в место назначения. Штраф в 3000 риалов выплачивается соответствующим органам. В случае перевозки неделимого груза он передается на границу иранским грузовым автомобилям, которые доставляют груз в место назначения. Если такая доставка невозможна, грузы не могут быть ввезены в Иран.
Разрешительная система
Виды разрешений:
в/из третьих стран; универсальные (двусторонние + транзит].
11 февраля - Национальный праздник, 10,21 -24 марта, 1,2,26 апреля, 17 мая, 4, 5,26 июня, 23 июля, 16 декабря, а также дни религиозных праздников. Официальный выходной день в стране - пятница, учреждения и большинство магазинов не работают.
Ограничение движения
Ограничений движения автотранспортных средств по воскресным и праздничным дням нет, за исключением района Тегерана, где устанавливается ограничение движения автотранспорта в дни особых праздников.
Дополнительные сведения об условиях движения
При перевозках грузов в Иран с использованием книжки МДП нет необходимости иметь "карнет де пассаж'.
Для осуществления перевозок в Иран необходимо заключить агентское соглашение с иранским партнером для выполнения таможенных формальностей до въезда на территорию Ирана. И это - не предложение. Это - обязательное условие.
Страхование гражданской ответственности
В соответствии с действующим межправительственным Соглашением о международном автомобильном сообщении между Россией и Ираном при выполнении перевозок перевозчики обязаны заранее застраховать автотранспортное средство в соответствии с установленным порядком страхования гражданской ответственности.
Российские страховые компании отметили, что Россия и Иран входят в систему Бюро Зеленой карты (БЗК), и рекомендовали оформлять полис Зеленой Карты в России, так как это, во-первых, полностью соответствует требованиям, предъявляемым к членству в БЗК и, во-вторых, дает российским страхователям гарантии более квалифицированной и заинтересованной в успехе защиты в случае, например, ДТП на территории Ирана. Стоимость оформленного в России полиса Зеленая Карта (на сцепку) составляет 28140 руб. сроком на 1 год или 3100 руб. сроком на 15 дней.
Страховщики не исключают возможности оформления при въезде российских АТС в Иран внутреннего полиса ОСАГО (вместо применения полиса Зеленой карты), но обращают внимание на возникающие при этом риски необъективного рассмотрения и вероятные сложности урегулирования страховых случаев на территории Ирана.
При этом российские перевозчики, осуществляющие перевозки на иранском направлении, отмечают, что даже при наличии "Зеленой карты" в Иране компетентные органы заставляют еще раз застраховать гражданскую ответственность в иранской страховой компании. Кроме этого, Азербайджан не входит в систему Зеленой Карты и там тоже приходится страховать гражданскую ответственность в местной страховой компании (месячная страховка - почти за 100 долларов). Кроме того, по словам некоторых российских перевозчиков, при ДТП на территории Ирана по местным законам транспортное средство и водитель задерживается на территории Ирана до тех пор, пока пострадавшей стороне не будет возмещен ущерб. Иранские страховые компании (в отличие от российских) производят выплаты в течение суток.
Особенности дорог
Дороги в Иране - отличные. Ровное покрытие, разметка, обочины - на мировом уровне. Немаловажно: ширина разделительной полосы между встречными потоками - до 50 метров (даже если очень постараться, непросто вылететь "в лобовую атаку" на встречную полосу).
С автомобильным сервисом в этой стране ситуация весьма своеобразная. Крупных сервисных центров в европейском или американском понимании здесь нет. Есть только мелкие мастерские с допотопными технологиями. Например, для ремонта бескaмерной резины применяются два лома и ... горячий песок.
Ввоз и вывоз топлива
Топливо, содержащееся в топливных баках, установленных заводом-изготовителем, освобождается от таможенных пошлин и налогов.
Заправка на территории Ирана дизтопливом (по цене около 0,03 долл. США за литр) по количеству не ограничивается, а при выезде транспортного средства из Ирана с водителя взимается плата в размере 0,3 долл. США за каждый вывозимый литр. Литр дизтоплива стоит около 0,03 долл. США.
Однако по сообщениям российских перевозчиков в АСМАП, при въезде на территорию Ирана с водителей взыскивается сбор, расчет платежей производится согласно тонно-километрам, которые а/м может выполнить по иранской территории до пункта назначения и затем от пункта отправления до погранперехода на выходе из Ирана, исходя из максимальной грузоподъемности а/м. Реальный вес перевозимого груза во внимание не принимается.
Перерасчет суммы платежа производится только при изменении места загрузки в обратном направлении и удлинении общего маршрута следования по территории Ирана – в этом случае водитель должен произвести соответствующую доплату. Эта сумма представляет из себя фактически компенсационный сбор за низкую стоимость дизтоплива на территории Ирана.
По информации АСМАП, при въезде в Иран со стороны Турции (таможенный переход Базарган) на границе выдается документ, согласно которому перевозчик имеет возможность заправить дизельное топливо на определенных заправочных станциях по внутренним ценам в количестве 300 л: 150 л при проезде с грузом туда и 150 л при выезде с другим грузом.
При въезде в Иран со стороны Республики Азербайджан (пограничный переход Астара) такой разрешительный документ не выдается. Таким образом, автомобилю, двигающемуся в данном направлении, произвести официальную дозаправку на территории Ирана фактически невозможно, причём при выезде из Ирана с перевозчика взимается плата за все дизельное топливо, находящееся в баках в момент выезда автомобиля в размере 0,40$ США за каждый литр.
Налоги и сборы
С иностранных транспортных средств, осуществляющих перевозки по территории Ирана, дорожные сборы не взимаются. Если перевозка выполняется по книжке МДП, то получатель платит 0,65 IRR за 1 км пробега;
Если перевозка выполняется без применения книжки МДП, то необходимо уплатить финансовые гарантии в размере, втрое превышающем стоимость таможенных платежей за перевозимый груз.
За таможенную обработку автотранспорта взимаются сборы в размере от 35 до 60 долл. США.