Условия перевозок по Молдове
Флаг Молдовы |
![]() |
Герб Молдовы |
![]() |
Государственный язык - молдавский. Распространены русский и украинский.
Денежная единица - молдавский лей (МDL).
Время совпадает с украинским и белорусским, на 1 час отстает от московского.
Географическое положение
Маленькое государство в юго-восточной части Европы, граничит на западе с Румынией, на
севере, востоке и юге - с Украиной, не имеет выхода к морю. Территория Молдавии представляет собой холмистую равнину, рассеченную множеством малых рек и глубоких оврагов.
Самые большие высоты находятся на севере - на стыке с Волыно-Подольской возвышенностью, а также на Центрально-Молдавской
возвышенности (в Кодрах), где расположена самая высокая точка страны - гора Бэлэнешть (429 м). Страна имеет богатые пастбища и лесистые склоны в предгорьях Карпат. Пейзаж главным образом степной разнотравный, холмистая местность идеальна для виноградников и садов. Общая площадь страны около 33,7 тыс. кв. км.
Крупные города
Кишинев (754 тыс. чел.), Тирасполь (186 тыс. чел.), Тигиня (162 тыс. чел.). В административном отношении Молдова разделена на 40 районов.
Государственное устройство
Молдавия - парламентская республика с 1991 г. Глава государства - президент. Глава правительства - премьер-министр. Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту (104 депутата), который избирается на четырехлетний срок.
Молдова состоит из тридцати двух районов; трех муниципалитетов (Бэлць, Кишинев, Бендеры) и двух автономных регионов (Гагаузия и Приднестровье). Города Комрат и Тирасполь, столицы двух автономных территорий, также имеют статус муниципалитета.
Окончательный статус Приднестровья до сих пор спорен, и центральное правительство не контролирует эту территорию.
Население
Население республики Молдова составляет 4,458 млн. человек, средняя плотность населения около 132 человек на 1 кв. км. Этнические группы: молдаване — 65 %, украинцы — 14 %, русские — 13 %, гагаузы — 3 %, болгары — 2 %. Языки: румынский, русский, украинский. Вероисповедание: православие — 98,5 %, иудаизм — 1,5 %.
Республика Молдова находится в зоне умеренно-континентального климата, примерно на полпути между экватором и Северным полюсом. Четко определены четыре времени года, с теплой зимой и жарким летом.
Атмосферно-воздушные массы в основном движутся с северо-западной или юго-западной Атлантики. Средняя температура воздуха составляет от +7,5 ºC до 10 ºC. Температура почвы колеблется от 10 ºC до +12 ºC. В год в Молдове бывает более 2060-2360 часов солнечного света; морозная температура регистрируются 160-200 дней в год, а осадки колеблются между 370 и 560 мм / год, более 10% всех осадков выпадают в виде снега, который тает несколько раз в течение зима.
Зима в Молдове мягкая, средняя температура в январе от -5 до -3 ºC. На несколько дней она может упасть до -15 до -20 ºC, а в случае проникновения в данную зону воздушных арктических масс, даже до -35 ºC.
Погода весной не является стабильной, количество солнечных дней и средняя температура воздуха постепенно возрастает. В мае температура составляет около +15 ºC. Уменьшается опасность поздних заморозков.
Лето жаркое и долгое, часто бывают длительные периоды засухи. Средняя температура в июле +19,5 до +22 ºC, но иногда может достигать +35 до +40 ºC. Летние дожди, в большинстве случаев краткосрочны, иногда вызывая наводнения.
Осень теплая и затяжная, наблюдается так называемое "бабье лето". В ноябре средняя температура воздуха опускается до +5,+3 ºC, при этом может выпасть первый снег и ударить морозы.
Деньги
Национальная валюта - молдавский лей (международное обозначение - MDL), равный 100 бани. В обращении находятся купюры достоинством в 200, 100, 50, 20, 10, 5 и 1 MDL, а также монеты в 50, 25, 10, 5 и 1 бани.
Наличную валюту, включая доллары США, евро и рубли, можно легко обменять на леи в любом из многочисленных обменных пунктов и в банках. Курс везде примерно одинаковый, но следует иметь в виду, что в ряде небольших обменных пунктов указанный курс действует только при обмене сумм свыше $100-200. Это указывают маленькими буквами внизу табло, а при обмене меньшей суммы применяют заниженный курс. Нередко клиентов обменных пунктов обсчитывают. Таким образом, лучше менять деньги в банке, даже если курс чуть-чуть ниже, чем в уличном обменном пункте.
Банкоматы есть практически при каждом крупном банке и в ряде новых торговых центрах. Оплату по кредитным картам принимают в дорогих отелях, в некоторых крупнейших торговых центрах Кишинева и ряде ресторанов.
В Приднестровской республике принята собственная валюта - приднестровский рубль, равный 100 копейкам. Это неконвертируемая валюта, не имеющая хождения за пределами Приднестровья. Система номиналов банкнот крайне запутанна. Использование кредитных карточек и туристических чеков на территории Приднестровья практически невозможно.
Транспорт
Автомобильный транспорт выполняет большую часть перевозок внутри страны. В некоторых районах – это единственный вид транспорта. В конце XX века общая протяженность автомобильных дорог составляла 10 200 км. Важность автомобильного транспорта в перевозке пассажиров и грузов в пределах страны растет с каждым годом. Однако в настоящее время он обеспечивает связь не только внутри страны, но и за ее пределами, с такими странами как Украина, Румыния, Болгария и др. Основным автомобильным узлом является Кишинев, где пересекаются все автотрассы республики. Автотрассы национального значения обеспечивают связь со странами Центральной и Южной Европы. Автобусное сообщение в Молдове развито хорошо, но хаотично. Обычно используются старые немецкие минибусы и автобусы, давно отслужившие свой век. В крупных городах некоторая часть автобусов следует по расписанию (Кишинев, Бельцы, Унгены), в других городах - по мере заполняемости. Каждый час автобусы отправляются в Приднестровье (Бендеры, Тирасполь, Дубоссары).
В Молдове нет метрополитена. Слабо развита железнодорожная сеть. Пригородный поезд раз в день следует по линии Кишинев - Унгены - Бельцы - Окница (в пути - 8 часов, для сравнения: на автобусе - 3 часа). Дизель курсирует 3-4 раза в день из Кишинева в Унгены. 4-5 раз в день отправляются пригородные поезда в Одессу - через Бендеры и Тирасполь. Внутреннее авиасообщение отсутствует.
Ограничение скорости (км/час):
В городах и населенных пунктах | 60 |
Вне населенных пунктов | |
грузовой автомобиль полной массой до 3,5 т | 90 |
грузовой автомобиль полной массой более 3,5 т | 70 |
автобус | 90 |
Допустимые габаритные размеры (м)
Ширина | 2,50 |
Высота | 4,00 |
Длина | |
грузовой автомобиль, автобус, прицеп | 12,00 |
тягач с полуприцепом | 16,50 |
автопоезд | 20,00 |
Допустимые нагрузки на ось (т)
На магистральных дорогах: | |
Одиночная ось | 10,0 |
Сдвоенная ось с расстоянием между осями 2,0 м и менее | 16,0 |
Тройная ось с расстоянием между осями менее 1,4 м | 22,0 |
На остальных асфальтированных дорогах: | |
Одиночная ось | 8,0 |
Сдвоенная ось с расстоянием между осями 2,0 м и менее | 14,5 |
Тройная ось с расстоянием между осями менее 1,4 м | 20,0 |
На дорогах без асфальтового покрытия: | |
Одиночная ось | 7,5 |
Сдвоенная ось с расстоянием между осями 2,0 м и менее | 12,0 |
Тройная ось с расстоянием между осями менее 1,4 м | 16,5 |
Максимально разрешенная полная масса (т)
Грузовой автомобиль | |
2 оси c расстоянием между осями: | |
менее 4,0 м | 16,0 |
4,0 м и более | 18,0 |
3 оси | 24,0 |
4 оси | 32,0 |
Прицеп | |
2 оси c расстоянием между осями: | |
менее 4,0 м | 16,0 |
4,0 м и более | 18,0 |
3 оси | 24,0 |
Тягач с полуприцепом | |
3 оси | 30,0 |
4 оси с расстоянием между осями полуприцепа: | |
менее 2,0 м | 36,0 |
2,0 м и более | 38,0 |
5 осей и более | 40,0 |
Автопоезд | |
4 оси | 36,0 |
5 осей и более | 40,0 |
Автобус | |
2 оси c расстоянием между осями: | |
менее 4,0 м | 16,0 |
4,0 м и более | 18,0 |
3 оси | 24,0 |
Требования к ТС в зимний период
Использование зимних шин и цепей противоскольжения законодательно не регулируется.